Воспитательная работа
Всеми образовательными учреждениями разработаны концепции воспитания учащихся, выработаны самостоятельно цели воспитания, исходя из конкретной потребности местных условий.
Программы, по которым работают ОУ:
5 школ работают по экспериментальным программам:
Тургеневская СОШ: «Развитие духовно – нравственных качеств сельских школьников в рамках этнокультурной модели и введения ФГОС»;
Загатуйская СОШ: «Развитие интегрированного и инновационного образования в национальной школе»
Баяндаевская СОШ: «Познай самого себя и других»
Нагалыкская СОШ: «Формирование этнокультурной компетенции обучающихся на основе метапредметного подхода в условиях сельской школы»
7 школ – по программе «Я – гражданин России»:
Хатар – Хадайская , Люрская, Васильевская, Хоготовская , Половинская, Ользоновская СОШ, Кокоринская ООШ.
2 школы – по программе этнокультурной модели: Кырменская, Гаханская СОШ.
Патриотическое воспитание
Особое внимание педагогические коллективы обращают внимание на патриотическое воспитание школьников, которое осуществляется по следующим направлениям:
- воспитание гражданственности;
- воспитание патриотизма;
- уважение к правам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Для реализации задач воспитания в данных направлениях проводились традиционные мероприятия:
- уроки мужества «Именем героя», «Защита Родины – долг каждого», «Наши земляки – участники войны», «Поклонимся тем годам»;
- военно – спортивные игры: «А ну- ка, мальчики», «Ану- ка, парни», митинги ко Дню Победы;
- конкурс рисунков и сочинений: «Именем героя»;
- конкурс чтецов: «Солдаты России»;
- викторины: «Знаешь ли ты историю ВОВ?»;
- экскурсии в музеи;
- шефская помощь ветеранам войны и труженикам тыла;
- месячники по безопасности движения;
- День защиты детей.
Хороших результатов добились коллективы Покровской, Половинской, Тургеневской, Нагалыкской, Хоготовской, Люрской СОШ.
Профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
В 14 общеобразовательных учреждениях создан и действует Совет профилактики на основе соответствующих положений с целью профилактики правонарушений несовершеннолетних, руководства системой охраны прав детей, обеспечения взаимодействия школы с правоохранительными органами, представителями лечебно – профилактических, муниципальных центров и других организаций по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений, защиты прав детей.
Совет профилактики:
- изучает, планирует, анализирует состояние правонарушений и преступности среди школьников;
- осуществляет контроль за поведением подростков, состоящих на учете ИДН, КДН;
- координирует деятельность классных руководителей, родителей обучающихся, представителей внешкольных организаций по направлениям профилактики безнадзорности и беспризорности, правонарушений, вопросам охраны прав ребенка;
-оказывает консультативную, методическую помощь родителям в воспитании детей;
- рассматривает конфликтные ситуации, связанных с нарушением локальных актов школы, с проблемами межличностного общения участников образовательного процесса в пределах своей компетенции;
- привлекает специалистов – врачей, психологов, работников правоохранительных органов и других к совместному разрешению вопросов, связанных с профилактикой правонарушений учащихся.
На внутришкольном учете всего по району состоят 42 учащихся, ПДН – 42 , КДН – 35 неблагополучных семей, 25 учащихся.
Основными причинами, влияющими на общую картину правонарушений можно считать:
- социально-экономические факторы (низкий уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);
- социально-демографические факторы (неполная, либо многодетная семья);
- криминальные факторы (алкоголизм, паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши).
Положительный опыт в решении проблем профилактики правонарушений накоплен следующими образовательными учреждениями: Гаханская, Хатар – Хадайская, Кырменская СОШ, Кокоринская ООШ. На протяжении ряда лет в этих школах не наблюдается правонарушения. Совет профилактики данных школ проводят заседания не реже одного раза в четверть, где рассматривают разные вопросы по представлениям классных руководителей, органов правопорядка, администрации села и общественности, заслушивают классных руководителей и принимают меры по устранению противоправных действий несовершеннолетних.
Особое внимание уделяется внедрению в практику школы здоровьесберегающих технологий, пропаганде здорового образа жизни. Ежегодно во всех образовательных учреждениях проводятся правовые декады, беседы и лекции по антинаркотической профилактике с привлечением работников ЦРБ, ОВД, КДН, библиотеки; совместные рейды родителей, учителей, инспекторов; индивидуально работа с детьми из «группы риска» по вовлечению в кружки и секции; анкетирование среди учащихся; общешкольные вечера «Вредные привычки и здоровье», «За здоровый образ жизни», научно - практические конференции, тренинги «Умей сопротивляться», «Осторожно СПИД»; аутренинговые занятия по релаксации, устные журналы и т.д.
В школах района ежегодно разрабатывается тематика родительского лектория, ведется контроль за посещаемостью учащимися занятий, кружков и секций. Тетради наблюдений, которые ведут классные руководители, содержат не только характеристику учащихся, но и сведения об учебе, поведении, участие в жизни школы, класса.
Составлен график выходов социальных патрулей с мая по декабрь 2012 года. Проводятся рейды по проверке режима дня, условий проживания и занятости детей в свободное от учебы время, по выявлению детей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Собранная информация позволяет Совету профилактики иметь целостную картину о жизни учащихся, в результате чего практикуется и реализуется педагогическая помощь воспитаннику.
Вопрос о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних рассматривался:
1)на Совете директоров - 05октября, 14 декабря 2011года.
2)на координационном совете- 08 декабря 2011 года.
3)на заседании КДН И ЗП - 21 февраля 2012 года.
4)на межведомственной комиссии – 11 апреля 2012 года
5) на круглом столе – 28 апреля 2012 года.
Поисковая работа
Во всех ОУ активно развивается научно – исследовательская работа. В соответствии с календарным планом управления образования в марте 2012 года состоялась районная заочная конференция по теме: «Историко – культурное и природное наследие Сибири». Исследовательские работы учащихся отражали развитие района, Иркутской области, судьбы известных людей Иркутской области с использованием опубликованных и неопубликованных источников, архивов, воспоминаний, фотодокументов, документальных свидетельств. Лучшие исследовательские работы представили учащиеся Ользоновской, Кырменской, Гаханской, Люрской, Хоготовской, Хатар – Хадайской, Половинской, Тургеневской СОШ.
Также прошла районная конференция на базе районной библиотеки по теме: «Первые директора школ». Отличились учащиеся Баяндаевской, Кырменской, Хоготовской, Люрской, Нагалыкской, Половинской, Тургеневской, Хатар – Хадайской СОШ и все участники были награждены грамотами.
Школьное самоуправление.
Без самоуправления вряд ли возможно усиленное выполнение возложенных на классное и школьное сообщество функций, начиная от обеспечения дисциплины и порядка в классе, школе, завершая созданием условий для профессионального и личностно – ориентированного самоопределения учащихся. В школьных коллективах действуют «парламенты», «президенты», «правительства».
31 октября 2011 года состоялась очередная 15 сессия Областного детского парламента, куда выехали 2 представителя от нашего района: Алексеева Галина (Баяндаевская СОШ), Маланов Борис(Люрская СОШ).
На сессии были представлены выступления о работе ученического самоуправления и учащиеся получили сертификаты за презентацию.
С 26 по 31 марта 2012 года состоялся Байкальский детский форум «Патриотическое воспитание: опыт, традиции». Данное мероприятие проводилось в рамках мероприятий Года российской истории, 75 – летию Иркутской области. Представителем от нашего района была учащаяся Люрской СОШ Фазульянова Юлия, которая выступила с докладом по патриотическому воспитанию и получила сертификат
С 2 по 6 мая состоялась 16 сессия Областного детского парламента, где учащиеся Орбодоева Таня (ОСШ), Алексеева Галя (БСШ) приняли активное участие и были награждены грамотами.
17 мая 2012 года прошло заседание районного парламента, где президенты отчитывались о состоянии школьного парламента ОУ.
Ученическое самоуправление «Гражданский клуб» (Покровская СОШ), «Юность» (Хоготовская СОШ), Республика «Дружба» (Половинская СОШ), «Совет старшеклассников» (Гаханская СОШ), «Содружество» (Хатар-Хадайская СОШ), «Школьная Рада» (Тургеневская СОШ), «Хурал» (Нагалыкская СОШ), «Совет старшеклассников» (Люрская СОШ) дает возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. На новый учебный год выбран новый президент РША Алексеева Галя, 10 класс (БСШ).
Взаимодействие семьи и школы.
Воспитательная работа невозможна без участия родителей.
Цель каждой школы в воспитательной работе: вовлечение родителей в воспитательный процесс школы. Но порой трудно достичь этой цели бывает очень сложно, т.к. многие родители самоустранились от воспитания детей. Организация работы с родителями вызывает сложности у многих классных руководителей и это связано с целым рядом причин:
- низкий социальный статус родителей;
- массовая безработица;
- нет уверенности в будущем.
Все это приводит к безразличию, пьянству, нежеланию некоторых родителей заниматься воспитанием детей. С этого года каждая школа создает банк данных о семьях, в которых находятся
дети в сложной жизненной ситуации. Классные руководители посещают эти семьи в составе местной и школьной администрации, инспекторов КДН, ПДН, ФАП. После посещения этих семей классные руководители выходят с предложениями и ходатайствами на комиссию при районной администрации.
9 октября 2011 года прошло районное родительское собрание по теме: «Современная школа, родители, дети: как быть успешными». На собрании были приглашены инспектор ПДН, секретарь КДН, специалист по опеке и попечительству, педиатр ЦРБ, корреспондент газеты «Заря». Состоялся деловой, содержательный и интересный разговор.
|