Дополнительное образование и воспитание дитей
Анализ работы МОУ ДОД Дом Детского Творчества
за 2010-2011 учебный год
МОУ ДОД Дом Детского Творчества – как учреждение дополнительного образования детей осуществляет свою деятельность в соответствии с основополагающими документами: «Законом «Об образовании», типовым положением об образовательных учреждениях дополнительного образования детей, Уставом учреждения и др.
Деятельность учреждения обусловлена сложившимися традициями, проверенным опытом, формами и методами образовательной, досуговой, методической деятельности, что дает определенные результаты.
Деятельность педагогов учреждения направлена на развитие личностных особенностей детей, на создание условий, где обеспечивается успешность, рождается творчество, вдохновение и профессиональное самоопределение. Из 29 педагогов с высшим образованием - 18 педагогов, средн/спец -11 педагогов, 8 педагогов высшей категории, 12 педагогов первой категории, 9 педагогов второй категории.
Из общей численности работников имеют стаж работы:
от 2 до 5 лет- 1 педагог,
от 5 до10 лет- 4
от 10 до 20 лет- 7
более 20 лет- 17
Из общей численности работников находятся в возрасте от 25-35 лет -1 педагог, 35-55 лет- 24, пенсионного возраста - 4 педагога (краеведение)
Вся деятельность в учреждении осуществляется с учетом запросов детей, потребностей семьи, особенностей национально-культурных традиций в разновозрастных, так и одновозрастных объединениях посредством реализации дополнительных образовательных программ по 4 направленностям:
- туризм и краеведение - 6, численность учащихся -125
- Художественно-эстетическое -13 -297;
- Эколого-биологическое - 2. -46
-техническое и декоративно-прикладное творчество-8-297
Так же, как и в другие годы, преобладает количество девочек-487, мальчиков- 164 учащихся.
В основном в творческих объединениях заняты обучающиеся младшего и среднего школьного возраста. Количество старшеклассников в этом учебном году по сравнению с прошлым уменьшилось в связи с увеличением количества объединений реализующих программы первого года обучения подростков.
Возрастной состав занимающихся в творческих объединениях:
7-9 лет 264 учащихся девочек 193 мальчиков 71
10-14 245 учащихся 178 67
15-17 142 116 26
Итого 651 487 164
В течение последних лет доминирующим остается художественно-эстетическая направленность.
Количество детских объединений, по сравнению с прошлым годом, увеличилось на 3.
Дополнительное образование реализуется на базах школ района.
Работа коллектива Дома Детского Творчества направлена на решение следующих задач:
1.Формирование у детей устойчивого интереса к труду, техническому и художественному творчеству, развитию творческих способностей, навыков самостоятельной исследовательской работы, организации полезного досуга.
2.Оказание методической помощи педагогам в организации совершенствовании форм дополнительного образования детей.
3.Пропаганда передового опыта работы педагогов доп. образования, новых педагогических технологий.
Перед ДДТ стоит следующая воспитательная цель: воспитание духовной, интеллектуальной, творческой личности, создание условий для развития ценностных ориентиров учащихся на основе разнообразной, творческой, эмоционально-насыщенной деятельности, реализация идей гражданского воспитания.
В рамках данной проблемы ,на базе Тургеневской сош в октябре 2010 проведен районный семинар «Эффективность воспитания детей на национальных традициях в общеобразовательных учреждениях» на котором были представлены презентации работы объединений и в рамках круглого стола обсуждался данный вопрос. На сегодняшний день остаётся ряд вопросов требующих доработки, поэтому данную методическую тему мы планируем оставить на следующий 2011-2012 учебный год.
Весь воспитательно-образовательный процесс проводится по адаптированным дополнительным образовательным программам. Программы художественно-эстетической направленности ориентированы на развитие творческого потенциала ребенка, его фантазии, творческого воображения и художественного вкуса. Творческие коллективы: танцевальный ансамбль « Грация», фольклорные обьединения «Рушничок», «Солнышко», «Алтан дуhалнууд» являются украшением мероприятий, достойно представляют Дом Детского Творчества в конкурсах, фестивалях различного уровня.
Декоративно-прикладное творчество предполагает создание продукта (поделок, панно, других творческих работ). Программы направлены на изучение традиций национального искусства, развивают художественно-творческие умения. На выставках, в которых принимают участие обучающиеся можно увидеть многообразие направлений деятельности: лепка из глины, бисероплетение, рисунки различной техники, поделки из природного материала, бумагопластика, фотоработы и т.д. Высоких итогов достигли обучающиеся объединения , добившиеся результатов в конкурсах областного, окружного и районного уровней: «Я рисую мир», «Планета Земля – наш общий дом», «Пушкинские герои глазами детей», « 350 летию Иркутской области» , «Добрый космос», «Мир творческих фантазий».
Программы эколого-биологической направленности включают в себя приобщение детей к изучению и сохранению природы, формированию системы ценностного отношения и любви к окружающей среде, проводится работа по экологическому воспитанию подрастающего поколения
В учебно- воспитательной деятельности одним из направлений дополнительного образования является краеведческая работа, где непрерывна связь обучения и воспитания с жизнью, практикой, окружающей действительностью. . В данном направлении особое внимание уделяется патриотическому воспитанию обучающихся. В этом учебном году было проведено большое количество мероприятий, посвящённых 66 годовщине победы в ВОВ (согласно плану мероприятий по патриотическому воспитанию). Обучающимися объединения Тургеневской, Покровской, Баяндаевской средних школ была создана «Книга памяти» В краеведческом музее Тургеневской сош в течение учебного года работали экспозиции на различные темы, проводились экскурсии и встречи с ветеранами тыла.
. Организуя работу с педагогическими кадрами в учреждении проведено 3 педагогических совета, на которых рассматривались вопросы: «Постановка и обсуждение цели и задач на новый учебный год. Программное обеспечение учебного процесса» (сентябрь); «Проект создания культурно-образовательного пространства в общеобразовательных учреждениях » (декабрь); «Подведение итогов работы за 2010-2011уч. год. Анализ результатов деятельности» (май)..
В целях совершенствования и активизации работы в творческих объединениях по интеграции основного и дополнительного образования были проведены следующие районные конкурсы (в скобках указано количество принявших участие воспитанников):
1. Фотоконкурс «Отражение» ( 124 участника);
2. Конкурс декоративно-прикладного творчества «Мир творческих фантазий», «Новогодняя игрушка», «Кукла в национальном костюме», «Бурятская юрта», «Тебе,учитель»
( 263 участника).
В целях развития образовательного процесса и отслеживания результативности деятельности .была разработана система мониторинга, позволяющая системно отслеживать динамику качества дополнительного образования в учреждении. Мониторинг качества дополнительного образования включает в себя мониторинг успешности обучающихся и мониторинг профессиональной успешности педагогов. В ходе мониторинга образовательного уровня обучающихся учитывались количественные и качественные показатели. Анализировались: количество детей, возрастной состав, сохранность контингента, количество мальчиков и девочек, распределение по направленностям деятельности. Количественные показатели – это результаты образовательно—воспитательной деятельности.
. Наиболее значимыми направлениями воспитательной работы в ДДТ, мы считаем, являются:
- эстетическое воспитание;
-патриотическое воспитание;
- формирование толерантности;
- духовное (нравственное) воспитание;
-физическое совершенствование;
-здоровьесбережение, формирование здорового образа жизни.
. Воспитательная работа в центре реализуется при помощи разнообразных форм и методов. Наиболее распространёнными формами являются: беседы, поездки и экскурсии, спортивные соревнования, праздники и другие мероприятия.
В этом уч. году активизировалась деятельность педагогов доп. образования по участив областных, окружных конкурсах. Фольклорный коллектив «Рушничок» дважды принял участие в фестивалях белорусской культуры проводимой центром Я.Черского.
Участие в окружных конкурсах педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Достойно представили район в октябре месяце наши педагоги, из 3 номинаций Ильин М.А., Халжушкевич О.Я. -победители в 2 номинациях.
Совершенствуют навыки по технике туризма и краеведению под руководством педагога Ильина М.А. учащиеся Васильевской сош. Они неоднократные победители окружных соревнований по спортивному ориентированию.
В Нагалыкской сош Хантаев Р.Н. прошел курсы повышения квалификации судей по спортивно-прикладному туризму в г. Ангарске. Учащиеся школы приняли участие в обл.соревнованиях по спортивному ориентированию и многоборью «Весенняя капель» 2 общекомандное место, 4 спорт. разряда учащихся. Усолье-Сибирское-обл. соревнования по ориентированию Гран-При-Байкал-2010, 9 медалей, 12 спорт. разрядов.
Также у «Родника» участие в обл.соревнованиях «Золотая осень-2010» 3 этап Кубка Федерации, на приз мемориала Вл. Осипова, 5 этап Кубка Федерации, первенство ИИМТ(ирк. институт межд. туризма), участие в г.Минусинске Красноярского края с 24 апреля -4 мая во Всероссийском соревновании»№
Ученица 9 класса Гаханской школы Урбаева Дарима стала победителем областного конкурса «Мой народ-моя гордость» в номинации «декоративно-прикладное творчество», ученик Тургеневской сош Еликов Александр победитель областной выставки «Тебе, учитель»
В этом учебном году ученица 9 класса Половинской сош Хаханова Наталья успешно выступила на Межрегиональной научно-практической конференции «Историко-культурное и природное наследие народов Сибири»,заняв 3 место.
Согласно календарного плана Дома Детского Творчества проходят традиционные мероприятия такие как:
в целях пропаганды декоративно-прикладного творчества среди учащихся районный конкурс « В мире игрушки», « Зеркало природы». Необходимо отметить, что наиболее интересные экспонаты представляют кружки Покровской средней школы –педагог Кузьмина Е.Б., Васильевской –педагог Садыкова Я.К., Тургеневской средней школы-Гончарук С.Т., Гаханской -Урбаева В.Р. и Михайлов А.Ю., Ользоновской–Манжеева Н.В., Загатуйской _- Рачкова В.И.. Итоги выставки показывают, что из года в год растет качество,техника выполнения и уровень исполнения детских работ, отличающихся эстетическим оформлением, имеющим практическую направленность
Стало традиционным проведение районной заочной викторины «Я–эрудит». Эта викторина проводится с целью выявления одаренных и талантливых детей. Ежегодно отличаются полнотой ответов, логическим решением задач работы учащихся Баяндаевской, Покровской, Люрской, Васильевской, Хоготовской средних школ
Основными направлениями организации работы ОУ с семьей являются:-работа по организации совместной общественно – значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся.-включение в работу с семьей педагогов дополнительного образования.
Таким образом, проанализировав работу за 2010— 2011 учебный год можно сделать следующие выводы:
1. Количественный состав обучающихся Дома Детского Творчества в течении года остается стабильным.
2. Уменьшилось количество старшеклассников.
3. Увеличилось количество реализуемых в ДДТ образовательных программ.
4. Увеличилось число обучающихся с высоким уровнем освоения программ и как следствие выше прошлогоднего уровня качество участия в конкурсных мероприятиях
5. Продолжает совершенствоваться работа с родителями обучающихся.
Задачи на 2011-2012 учебный год
1Для совершенствования профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования детей:
а) повысить уровень проектирования образовательных программ, усиливая внимание педагогов на взаимодополняемость основного и дополнительного образования.
б)разработать критерии оценки освоения образовательных программ обучающимися, расширения образовательных ресурсов.
в) активизировать участие педагогов в конкурсах и мероприятиях, проводимых в общеобразовательных школах, ЦДОД и других образовательных учреждений области
2Обеспечить эффективность профилактики асоциального поведения учащихся, правонарушений и других негативных явлений за счет организации максимальной занятости обучающихся через развитие системы дополнительного образования
3 Повышением качества содержания дополнительного образования детей, его организационных форм, методов и технологий, создать максимальные условия для привлечения к занятиям большего числа обучающихся старшего возраста