12.12.2014
Перспективы завтрашнего дня
Совещание руководителей сельхозорганизаций, потребительских кооперативов и глав крестьянско-фермерских хозяйств Баяндаевского района состоялось 9 декабря в мэрии района. В работе совещания приняли участие главы АМО, мэр района Анатолий Табинаев, заместитель мэра Виталий Еликов, начальник ОСХ Марина Хамнуева, сотрудники ОСХ, представители профильных служб. На повестке дня стояло 5 вопросов:
1. Реализация проекта создания на Центральном рынке г.Иркутска фирменного отдела "Баяндаевское мясо" под брендом фирмы "Кормилица".
2. Итоги реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере земель сельскохозяйственного назначения.
3. Порядок предоставления статистического отчета по поголовью сельскохозяйственных животных в ЛПХ.
4. Порядок и условия предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным производителям.
5. Информация по качеству засыпанных семян.
Несомненный интерес представляло выступление мэра по реализации проекта "Баяндаевское мясо". Общеизвестно, что мясо, производимое в нашем районе, давно пользуется на рынках Иркутска повышенным спросом. Используя совершенно безнаказанно бренд "Баяндай", немало всевозможных ловкачей и мошенников торгуют каким угодно продуктом, но только не Баяндаевским мясом. Торговля в этой сфере надежно контролируется сетью перекупщиков, которые за минувшие годы окрепли и наладили необходимые связи. Чтобы как-то бороться с этим явлением и был задуман проект "Кормилица". С администрцией Иркутска заключен контракт о создании отдела рынка по продаже баяндаевского мяса. Опрос глав сельских администраций о количестве предполагаемого в каждом МО на продажу поголовья показал, что точной информацией не владеет никто, да это и не нужно. Главным во всем этом был интерес о ценовой политике и предоставляемых услугах, то есть возможности торговать на предоставляемых площадках самостоятельно. Представитель фирмы разочаровал всех присутствующих и предлагаемыми закупочными ценами и отказом самостоятельной торговли, поясняя это тем, что надо сначала вытеснить перекупщиков из этого сегмента рынка, а, мол, потом все будет хорошо. Только вот неясно, кому будет хорошо. Всем присутствующим на совещании прекрасно известны расклады, сложившиеся в торговле сельскохозяйственной продукции за минувшие 20 лет. Никого не радует перспектива появления еще одного монополиста - нахлебались досыта с Иркутским "Масложиркомбинатом", скупающим молоко в нашем районе по заниженным ценам. В-общем, предложения представителя фирмы "Кормилица" были признаны недоработанными и их реализация приостановлена.
По второму вопросу выступил с докладом Виталий Еликов. Тема его выступления - расширение производственных мощностей сельхозтоваропроизводителей. Не секрет, что рост производства напрямую касается жизненного уровня населения и в этом все должны быть заинтересованы. Однако на деле ситуация совершенно парадоксальная. Земельный фонд пахотных площадей в районе превышает 80 тысяч гектаров, а обрабатывается не более 25 тысяч га. Для расширения пахотной площади многие фермеры пытаются приобретать либо брать в многолетнюю аренду земли частных пайщиков, но проблема в том, что эта земля для большинства сельхозтоваропроизводителей недоступна. В районе оформлено в частную собственность не более 30% всех земель. Выражаясь более конкретно, можно констатировать, что именно эти 30% и платят земельный налог, который составляет доходную базу большинства сельских поселений. Виталий Тимофеевич прямо заявил, что в этом положении виноваты главы АМО, которые, видимо, не хотят дополнительных головных болей и забот. Ведь большинство не желает платить налоги за землю потому, что и так бесплатно ею пользуется. Главы сельских поселений обязаны все земли, не оформленные в собственность, зарегистрировать и включить в фонд свободных земель, которые и предоставляются всем желающим на них работать. Только в АМО "Ользоны" ведется какая-то работа, а остальные не занимаются этой работой вообще, очевидно опасаясь конфликтов с негласными пользователями неоформленных участков. Как же - ведь они потенциальные избиратели. Все вместе взятое дает удручающую картину - земли есть, но использовать их нельзя, денег в местных бюджетах (большинства) остро не хватает, но главы не решаются их зарабатывать. В результате рост производства приостанавливается, а значит и рост уровня жизни. Ведь одно рабочее место в сельхозпроизводстве как минимум создает еще 7 по цепочке вплоть до потребителя. Вопрос о земле - как в годы установления Советской власти - ключевой. Для сравнения, в Аларском районе мэром Александром Футорным поставлена задача в следующем 2015 году дополнительно ввести в оборот 20 тысяч га и есть все основания предполагать, что это произойдет.
Не менее острым и волнующим было обсуждение проблемы потрав. Фермер Андрей Мунгалов прямо заявил, что в нашем районе буйным цветом развилось кочевое бродяжническое коневодство. Определить принадлежность бродячих лошадей не представляется возможным. Мэр района подтвердил, что дело доходит порой до абсурда - в той же Кырме по осени хозяева лошадей выезжают на отстрел неопознаных лошадей. Молодняк лошадиный, подрастая, быстро меняется и через несколько месяцев, если его не видел, опознать практически невозможно. Именно главы МО должны и обязаны вести работу с наведением порядка в этом вопросе, но, как уже выше упоминалось, делать этого не спешат.
О строительстве убойных цехов или площадок говорилось уже не с таким пылом и азартом, как в предыдущих докладах. Финансирование этого проекта рассматривается в региональном правительстве. Важно правильно и грамотно разместить эти объекты. Не в интересах заинтересованных лиц, а для общей пользы. Немало людей, которые, имея скот на продажу, не могут вывезти его. Убойные площадки должны решать такие проблемы. Наличие машины для перевозки скота обязательно.
Самым главным вопросом совещания было ознакомление сельхозтоваропроизводителей с порядком и условиями предоставления субсидий на 2015 год. По сравнению с текущим годом новые требования существенно ужесточились. Всего в сельское хозяйство области, вместе с федеральным и региональными бюджетами, в текущем году было вложено 2 млрд. 521,5 млн. рублей. Цифра просто беспрецедентная для нашего региона - столько в сельское хозяйство в наше время еще не вкладывали. В новом 2015 году областной бюджет еще несколько увеличил (по плану) объем финансирования. Не ясно пока с федеральным, но в связи с событиями на Украине и санкциями против РФ эта цифра может возрасти. Спектр по самым основным отраслям достаточно широк:
- Поддержка отрасли растениеводства;
- Поддержка отрасли животноводства;
- Развитие малых форм хозяйствования;
- Техническая и технологическая модернизация;
- Оказание консультационной помощи;
- Единовременные выплаты молодым специалистам;
- Устойчивое развитие сельских территорий.
Во всех пунктах приведенного списка подробно и детально описано как , чего и сколько необходимо предоставить. Перечень документов, анализ наиболее часто встречающихся ошибок, рекомендации, суммы субсидий и обязательные условия, которые получающие эти субсидии обязуются исполнять. В этой графе есть и такая, как нецелевое использование средств, право проверки и ряд других положений по учету и контролю.
Государство выплачивает немалые средства для развития сельхозпроизводства и поэтому требует строгого соблюдения правил игры, которые порой для многочисленных развивающихся и небольших по объему производимой продукции КФХ являются тяжкой обузой, но средства для развития нужны и с условиями приходится мириться.